Директор Липецкого Центра по привлечению инвестиций Евгения Локтионова: «Специальным маршрутом инвесторов не возим. Зачем что-то приукрашивать?» — ОЭЗ Липецк
#Новости ОЭЗ

Директор Липецкого Центра по привлечению инвестиций Евгения Локтионова: «Специальным маршрутом инвесторов не возим. Зачем что-то приукрашивать?»

 За последние три года в Липецкой области открылось 10 иностранных предприятий, а всего в регионе их больше сотни. Удержать инвестиционные позиции Липецкой области призван Центр по привлечению инвестиций. Созданную осенью 2019 года структуру возглавила Евгения Локтионова. На презентации нового руководителя в областной администрации она успела сказать о себе лишь пару слов: родилась и живет в Липецке, имеет 9-летний управленческий опыт. Оставалось догадываться, что опыт этот, как сейчас принято у назначенцев, она приобрела в Сбербанке. Чтобы рассказать, почему инвесторы отдают предпочтение Липецкой области и что изменится в работе по их привлечению в регион, Евгения Локтионова пригласила корреспондента «Абирега» в гостевой кабинет главы региона на территории особой экономической зоны «Липецк».

 – Я почему-то не сомневался, что Сбербанк будет в вашей биографии.

 – После окончания школы с золотой медалью и двух вузов (ЛГПУ и ВЗФЭИ – прим. ред.) я около двух лет проработала программистом, потом полгода в экономическом отделе областной больницы. В Сбербанк пришла в 2007 году. Теперь об этой странице своей жизни я могу говорить с гордостью. Не так давно шла из магазина с сумками. Молодой человек, студент, предложил мне помочь их донести. Разговорились по дороге. Он учится в МГУ, и перед ним встает вопрос, куда идти работать. Я себя поймала на мысли, что с такой горячностью предлагаю Сбербанк как первое место работы. Но это действительно великолепное [место для старта], где можно начать с нуля выстраивать то, что ты хочешь получить в итоге. Мне посчастливилось работать там в эпоху перемен. Я – человек аналитического склада ума, и не люблю, когда делаются пустые заявления. Банк кардинально преображался на моих глазах, начиная от корпоративной культуры и заканчивая организационными процессами. Мне это нравилось. Я видела начальную точку и то, что банк представляет собой сейчас. Очень рада, что была его сотрудницей именно на этом этапе. Я начинала с кредитного инспектора, в этой должности проработала около двух лет. Затем стала руководителем сектора кредитования, а позднее руководителем управления продаж корпоративным клиентам, работала со средним и крупным бизнесом. Это дало опыт в управлении, в продажах, в экономическом анализе баланса предприятия.

 – Вас заметили и предложили сменить место работы?

 – Для меня это тайна, если честно. Сама я новую работу не искала, это точно. Наверное, по рекомендациям нашли.

 – Долго думали над предложением?

 – Ко мне, кажется, применили простейшую технику манипулирования, ограничив во времени принятия решения. Дали неделю. Я подумала, посоветовалась и согласилась. После 12 лет в Сбербанке было сложно принять решение об уходе. В плане психологического состояния это определенный выход из зоны комфорта. Не говорю, что раньше все было спокойно. Но все было отлажено под себя, мне было удобно работать. Поэтому, естественно, это новый вызов. Сейчас передо мной ставятся более глобальные и амбициозные задачи.

 – Можете их озвучить?

 – Задачи руководителя Центра развития инвестиционного потенциала Липецкой области заложены в его названии. Это привлечение инвесторов на территорию региона, продажа того, что интересно сейчас есть в Липецкой области, предложение новых инициатив. Эта работа на стыке бизнеса и власти.

 – Давайте по порядку. Вы сказали «продажа». Продажа чего? Земли? Возможностей? Льгот? Что вы продаете?

 – Всего того, что на текущий момент создано в Липецкой области, и того, что планируется создать. Я понимаю, что это звучит громко. Мне тоже интересно, почему инвесторы выбирают именно Липецкую область. Не только из-за преференций. По совокупности многих факторов. Во-первых, у нашего региона есть конкурентные преимущества – расположение, инфраструктура, коммуникации, которые созданы на территории ОЭЗ. Во-вторых, это климат, уровень жизни, наша культура, достопримечательности.

 – Допустим, инфраструктура. Кажется, нигде не ругают дороги так, как у нас в регионе.

 – Ситуация меняется, и это видно. Например, реконструкция общественных пространств. Я не ходила раньше с детьми в «Быханов сад», туда зайти было страшно, сейчас мы очень любим это место. Это мелочи, но о них нужно говорить, на мой взгляд, везде. Это в том числе привлекает инвесторов. Сейчас мы хотим сделать некий раздаточный материал и обдумываем концепт, что там должно быть. Потенциальный инвестор, получив в руки этот материал, конечно, не кинется сразу же строить завод, но мне хочется, чтобы он хотя бы приехал и посмотрел.

 – Инвесторы обычно прилетают. А наш аэропорт, тоже часть инфраструктуры, достаточно ограничен в возможностях по сравнению с тем же воронежским, например.

 – Согласна с вами. Если подходить к процессу привлечения инвесторов только как к изложению наших конкурентных преимуществ в плане законодательства, дорог, газовых сетей, в этом область хороша, но не уникальна. Да, аэропорт в Воронеже обладает большей пропускной способностью, а климат, допустим, в Сочи лучше. Но инвесторы разные и, принимая решение, они могут обратить внимание на любые мелочи. Одного иностранного инвестора крайне подкупило то, что его как самого желанного гостя пригласили в гостевой кабинет губернатора. Естественно, первое, на что смотрят, – это инфраструктура, но потом вокруг инвестора формируется команда из наших людей. Инвестор видит, что он не одинок на этой территории, что ему рады, с ним работают, на его просьбы откликаются. Я часто веду переговоры именно в этом кабинете. Один инвестор, приехавший к нам после Москвы, признался, что там его заставили долго ждать встречи и уделили совсем немного времени. А нам он сказал спасибо за организацию встречи, во время которой ему все показали и рассказали, встретили, как самого дорогого гостя. Это тоже важный момент.

 – И все-таки привлечение инвесторов – это не набор каких-то штампов: климат, инфраструктура, логистика, гостеприимство... Почему они должны выбрать именно наш регион?

 – Четко отлаженная система продаж – это лишь фундамент. Многие процессы необходимо постоянно усовершенствовать. Например, нужно создать информационную площадку, где будет вся информация о резидентах и самой ОЭЗ. Вскоре мы планируем провести расширенное совещание с участием руководства компаний, чтобы услышать, чего не хватает, что нужно улучшить и в дальнейшем презентовать уже это новым инвесторам.

 – Что произошло с теми, кто эти задачи выполнял до вас? Корпорация развития ликвидирована?

 – Произошло упрощение пути инвестора. Были Корпорация развития и отдел внутри ОЭЗ, которые занимались взаимодействием с инвесторами. Их объединили. Теперь для инвестора будет создана единая точка входа, где он может получить ответы на все вопросы, где ему помогут подобрать максимально удобный продукт, тот, который ему сегодня нужен.

 – А до этого, получается, одни предлагали, а другие продавали?

 – До этого отдел ОЭЗ занимался привлечением инвесторов только в экономическую зону «Липецк», а Корпорация развития – во все региональные ОЭЗ и индустриальные парки. Сейчас заканчивается юридический процесс объединения этих двух структур, их руководство остается работать в новой системе.

 – В Телеграм-каналах можно встретить не совсем лестные отзывы о предыдущем руководстве ОЭЗ. Якобы оставили после себя руины, развалили работающие процессы. Вы как-то это почувствовали?

 – Я не могу сказать, что было, я могу сказать, что есть – все работает, ничего не развалилось. Есть команда специалистов, в первую очередь. <…> Я еще раз подчеркиваю, что здесь работают профессионалы до кончиков пальцев. Не секрет, что многие могут рассказать о возможностях ОЭЗ в общих словах. Когда ты предлагаешь такой продукт, важно владеть [информацией] досконально, необходимо четко ответить на все, в том числе и технические, вопросы. Ведь у тебя может не быть второго шанса.

 – Развитие – это слово достаточно абстрактное. Можно ли задачи, которые перед вами поставлены, измерить цифрами, чтобы точно можно было сказать, справились вы с ними или нет?

 – Я думаю, что в ближайшей перспективе подобные показатели будут озвучены.

 – Дали время, чтобы освоиться, погрузиться?

 – Когда я брала на работу новых сотрудников, то всегда говорила так: «Нормативно у тебя есть три месяца, чтобы понять требования и погрузиться в работу, но эти три месяца твои задачи должен кто-то выполнять, поэтому будь готов, что с тебя спросят уже через неделю». В ОЭЗ работает команда профессионалов, и я уверена, что их потенциал удастся быстро выявить и применить. Тут нет трех месяцев, чтобы раскачиваться. Почему говорю про команду? Я командный руководитель. Я уже говорила про корпоративную культуру Сбербанка, там ставится одна задача на всю команду. При таком взаимодействии каждый сотрудник может лучше раскрыться. На мой взгляд, прямое, линейное управление устарело. Я сторонник Agile-методов. Мировые компании уже давно перешли от линейной системы управления к командным задачам, и это работает. Я убедилась, что люди из разных отделов объединялись в одну команды и выдавали лучший продукт, чем могли это сделать, работая поодиночке.

 – Сейчас ведутся переговоры с новыми резидентами? Какой результат принесла поездка на экономический форум в Италию начальника управления инвестиций и инноваций Липецкой области Сергея Шаронина?

 – В настоящий момент прорабатывается вопрос подготовки и проведения ответного совместного с представителями итальянского бизнес-сообщества мероприятия на территории Липецкой области. Ориентировочно оно запланировано на начало декабря. Это представители крупного бизнеса. В списках приглашенных компаний в том числе и те, с которыми завязалось знакомство в ходе ХII Евразийского экономического форума в Вероне. На данный момент есть несколько резидентов, которые рассматривают свое участие в ОЭЗ «Липецк», в том числе крупная IT-компания, но разглашать названия неэтично. Могу сказать, что до конца года планируется открытие завода «Липецкой кофейной компании», ориентировочно в конце ноября – начале декабря.

 – Руководство ОЭЗ и областная администрация иногда называют разное количество резидентов, в том числе и тех, кто уже запустил производство. Так сколько же их сейчас?

 – На сегодняшний день 62 компании получили статус резидентов, 24 из них уже вышли на эксплуатационную мощность, более 10 находятся в активной стадии проектирования и строительства. Управляющая компания на постоянной основе контролирует ход реализации инвестиционных проектов резидентов. К сожалению, не обходится без проблемных компаний. С ними, естественно, не оформляются договорные отношения по аренде земли и техническим условиям присоединения. Сейчас с тремя резидентами проводится работа по лишению их этого статуса. Ситуации бывают разные. У кого-то на момент получения статуса был перспективный проект, но рынок меняется очень быстро. Поэтому важна скорость запуска производства. Это, кстати, еще одно наше конкурентное преимущество – все необходимые сети уже подведены. Это существенно сокращает срок выхода продукции на рынок.

 – А какова судьба земельного участка, выделенного под строительство завода «Лифан»? Он до сих пор закреплен за китайской компанией?

 – Земельный участок, где планировалось расположение завода по производству автомобилей «Лифан», может быть предложен любой заинтересованной компании, земля не обременена договором аренды.

 – При упоминании особой экономической зоны, наверное, у большинства людей возникает ассоциация с промышленным производством. Но возможно ли привлечь в наш регион инвесторов, которые будут заниматься, например, сферой услуг, развитием туризма?

 – Интересный момент. Все будет зависеть в том числе и от отдачи того инвестора, который захочет зайти в наш регион. У нас много районов, где можно развивать туризм. Это одна из задач, которая будет стоять перед нашим центром. Это тоже инвестиции. Я знаю, что многие московские инвесторы интересуются территорией Задонска. Но в данный момент мне проще говорить о тех инвесторах, которые что-то создают. Здесь лучше видны наши конкурентные преимущества, и я понимаю, почему инвесторы идут и что им предлагать. Что касается туризма, то здесь требуется лучше погрузиться в тему, чтобы понимать ее преимущества и слабые места.

 – Как вам наш бренд «Липецкая земля», который создали пару лет назад? Он работает или будет создан новый?

 – Бренд «Липецкая земля» прижился, участвует в выставках, позиционируется довольно масштабно. Достаточно сложно выносить на рынок что-то новое. Разработанный бренд на текущий момент функционирует, некоторые производители уже вовсю используют его для продвижения своей продукции.

 – Для инвесторов существует какой-то специальный маршрут от аэропорта до ОЭЗ? За некоторые районы города порой стыдно. В частности, речь о рынке между остановками 8-го и 9-го микрорайонов, где продают вещи с земли, а одежду торговцы развешивают на веревках между деревьями.

 – Тут мы можем уйти в плоскость потемкинских деревень, когда все завешено и приукрашено. Я отвечу на этот вопрос так: специального маршрута нет, зачем что-то приукрашивать, когда и так где-то красиво, а где-то доводится до совершенства. Иначе мы бы встречали инвесторов сразу в ОЭЗ, которую мы всегда презентуем с гордостью. На территории есть вертолетная площадка, и при желании гости могут приземлиться сразу на нее. Но площадкой пользуются в основном уже действующие резиденты ОЭЗ, которые прилетают на предприятие из Москвы или Санкт-Петербурга.

 – Вы затронули кадровый вопрос, насколько остро стоит эта проблема перед резидентами ОЭЗ?

 – Этот вопрос, действительно, острый для инвесторов. Процентов на 80, я думаю, штат компаний укомплектован. Но не стоит забывать и об обновлении кадров. Сейчас 4,3 тыс. рабочих мест, мы стремимся к 4,5 тыс., 10 % кадров ежегодно обновляется, то есть ежегодно необходимо еще 450 сотрудников. В регионе не хватает высококвалифицированных специалистов, например, инженеров. Резиденты уже об этом по одному заявляют. Недавно обсуждали с одним из руководителей идею по созданию корпоративного института на базе ОЭЗ, который готовил бы студентов для работы в компаниях. ОЭЗ уже работает с вузами, сотрудники проводят лекции в институтах и техникумах. Есть соглашение с Липецким государственным политехническим университетом, в рамках которого проходят не только лекции. Также мы приглашаем студентов к нам на экскурсии, чтобы они познакомились с компаниями, которые работают на территории ОЭЗ. Оканчивая тот же техникум, студенты покидают знакомую среду и попадают в новую действительность, где нужно вновь искать себя. В ОЭЗ для них созданы все условия и много рабочих мест – приходите и работайте. Средний уровень зарплат в компаниях-резидентах – в районе 50 тыс. рублей без учета зарплат топ-персонала. Есть еще один важный аспект – у студентов есть реальная возможность работать на заводах мирового уровня. Я себя вспоминаю студенткой: если бы кто-то пришел и рассказал о подобных возможностях, я каблуки сломала бы, но побежала сюда. Студент, который понимает, чего хочет достичь в жизни, найдет себя везде, а возможности этому студенту надо показать. Нужно было видеть, как на открытии завода «Дока Липецк» горели глаза у молодых ребят, которые будут на нем работать. Они проходили стажировку в Австрии, видели, как организован процесс. Смотришь на них – и сама заряжаешься, как от батареек.