Стенограмма заседания Государственной думы 17.02.2016, «Правительственный час»
Сегодня в рамках «правительственного часа» в Государственную Думу приглашены Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак и Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Александрович Мень.
Я предоставляю слово для выступления Дмитрию Николаевичу Козаку.
Дмитрий Николаевич сделает 20-минутный доклад, ну а вопросы с нашей стороны возможны и в адрес и Дмитрия Николаевича, и Михаила Александровича. Пожалуйста.
Козак Д. Н., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
Я хотел, чтобы мы в рамках нашей сегодняшней встречи обсудили направления нашей с вами совместной работы, я это подчёркиваю, которые вводят в зону моей ответственности в соответствии с распределением обязанностей в Правительстве Российской Федерации.
Напомню, что это, в первую очередь, вопросы регионального развития и региональной политики, включая определение полномочий региональных и местных властей, пространственное планирование, размещение производственной, социальной, федеральной и региональной, и муниципальной инфраструктуры. Это важный вопрос межбюджетных отношений, формирование и реализация программ регионального развития отдельных регионов, по которым приняты решения об их опережающем развитии.
Сегодня это Калининградская область, Крымский федеральный округ, Карелия, у нас ещё есть Дальний Восток и Северный Кавказ, за это отвечают другие заместители председателя Правительства Российской Федерации. В зону моей ответственности также входит создание функционирования и развития особых экономических зон. И также, наконец, это государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства, строительной отрасли и градостроительное регулирование Российской Федерации.
Важнейшая тема, с которой я хотел начать, которая находится в зоне нашего повышенного внимания, это региональная политика. Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, сокращение и различные уровни развития регионов и муниципалитетов, создание равных условий для реализации социально-экономических прав граждан нашей страны независимо от места их проживания – важнейшая наша с вами задача. От эффективности работы региональных и местных властей, обеспеченности их ресурсами, необходимыми для реализации возложенных на них задач, от рациональности и справедливости распределения и ресурсов, и властных полномочий непосредственно зависит состояние дел в подавляющем большинстве отраслей экономики и социальной сферы нашей страны.
Для решения этих задач ключевыми являются инструменты межбюджетных отношений. Напомню, что при распределении доходов между федеральным центром и регионами 50 на 44, 17 процентов доходов
федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов перераспределяются в регионы. В 2015 году общий объём доходов региональных бюджетов составил 9 триллионов 304 миллиарда рублей. И по сравнению с 2014 годом доходы региональных бюджетов выросли более, чем на 400 миллиардов рублей, расходы выросли на 127 миллиардов рублей.
По оперативным данным в январе 2016 года по сравнению с январём 2015 года доходы региональных бюджетов возросли более, чем на 62 миллиарда рублей, а расходы па 44 миллиарда рублей.
Дефициты региональных бюджетов поступательно сокращаются. Напомню, что в 2013 году совокупный дефицит региональных бюджетов составил 642 миллиарда рублей, в 2014 году это уже 447, а по итогам 2015 года 172 миллиарда рублей.
Объем государственного долга субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом вырос на 0,9 процента. Однако, объём рыночных заимствований, благодаря нашей совместной с вами политике, объём рыночных заимствований в структуре государственного долга регионов сократился почти на 3,5 процента, с 63,7 до 60,3 процента.
Эти позитивные показатели не должны нас успокаивать. Причина роста доходов регионов кроется в общей макроэкономической ситуации в стране. Кроме того, это суммарные показатели по регионам в целом. А география этих и доходов, и расходов, дефицитов и долгов в особенности в субъектах Российской Федерации, в особенности в муниципалитетах, совсем не радужная. Вернее, она очень радужная и это должно нас больше всего беспокоить.
Вопрос об обеспеченности объективных потребностей регионов и муниципальных образований в ресурсах для выполнения возложенных на них публичных обязательств стоит сегодня особенно остро. Поэтому в настоящее время Правительством Российской Федерации проводятся инвентаризация и финансовая оценка расходных полномочий, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По предварительным результатам мы находимся на таком начальном, хотя работа проводится долго, на начальном пути. Но по предварительным результатам такой инвентаризации на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложено 636 властных полномочий – 636. При этом в соответствии с базовыми законами, которые регулируют общие принципы организации государственной власти в субъектах, органы, и организации местного самоуправления
в соответствии с базовыми законами, которыми определяются процедуры и порядок наделения органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов властными полномочиями с оценкой потребности в финансовых ресурсах, с оценкой их доходов. Передано только 108 полномочий. Это означает, что... А 530 полномочий переданы актами правительства, другими федеральными законами, указами президента, без такой оценки финансовой потребности региона. Именно поэтому задача: в ближайшее время провести, в результате... С 2004 года не проводили такую оценку ресурсного обеспечения властных полномочий регионов и муниципалитетов. Эти исторические наслоения сегодня финансово оценить, понять, насколько регионы обеспечены, обеспечены ресурсами, различные регионы. Я говорил: география, география здесь имеет очень важное значение. Определить минимальные потребности регионов различных типов, которые находятся в разных географических условиях, в разных климатических условиях, демографическая ситуация в регионах разная. С учётом этого градировать регионы, определить минимальные потребности в ресурсах для того, чтобы они могли выполнять возложенные на них функции, а не декларировать эти функции, тем самым вводя в заблуждение граждан -потребителей соответствующих государственных услуг.
В ближайшее время эта работа должна быть завершена. В настоящее время создана межведомственная рабочая группа с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, Министерства финансов. Они проделали в этом направлении уже очень большую работу. С участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Счётной палаты Российской Федерации. Эта работа в первом полугодии должна быть завершена и во втором полугодии при распределении финансовой помощи из федерального бюджета, при решении судьбы бюджетных кредитов, мы должны исходить из результатов этой работы.
Следующая оперативная важная задача – это расшивка долгов регионов, в особенности, коммерческих кредитов, освобождения регионов от непомерного бремени по обслуживанию этих кредитов. Благодаря, в том числе, и позиции депутатов Государственной Думы, мы существенно увеличили планируемые расходы на замещение коммерческих кредитов
и они составили сегодня 310 миллиардов рублей, и одновременно последовательно проводится политика по сокращению дефицита бюджета, по сокращению коммерческих долгов. Я уверен, что мы с этой работой справимся. Я уже говорил, что пока незначительная, но тем не менее наблюдается тенденция сокращения коммерческих долгов, их доля уменьшилась на 3,5 процента.
Наряду с этим проводится работа по консолидации субсидий, которые предоставляются сферами бюджета с тем, чтобы мы перешли от управления. Мы не в состоянии из федерального центра этим управлять, но пытаемся, множеством, тысячами мероприятиями одновременно, тысячами строек и так далее. Мы должны от этого управления конкретными мелкими... решением мелких проблем на управление конечными результатами работы по использованию соответствующих трансфертов, которые выделяются из федерального бюджета, напомню, что в этом году это 378 миллиардов рублей субсидий субьектам Российской Федерации.
Одновременно с этой работой по созданию более благоприятных условий для работы регионов проводится последовательно правительством, начиная с 2014 года, политика по повышению ответственности и федеральных органов исполнительной власти за своевременным эффективным распределением субсидий между регионами, и главное – руководителей региональных органов
исполнительной власти за эффективное целевое и своевременное тоже использование тех субсидий, которые выделяются на региональный уровень.
Введена финансовая ответственность как федеральных органов исполнительной власти, и первый год, в прошедшем году, она применялась, и мы 7,7 миллиарда рублей перераспределили на другие цели в связи с тем, что федеральные органы исполнительной власти не сумели вовремя довести субсидии до регионов. В этом году с 1 апреля эта ответственность будет применяться за невыполнение обязательств субъектов Российской Федерации, невыполнение обязательств по использованию соответствующих субсидий, будет применяться с 1 апреля применительно к регионам.
Первый такой звонок произошёл сегодня. Субъекты Российской... Забайкальский край, вы знаете, Республика Карелия
взяли соответствующие обязательства по использованию субсидий на ликвидацию аварийного жилого фонда, не выполнили уже в течение двух лет подряд, начислено одному региону 400 миллионов рублей штрафов, другому 300 миллионов рублей штрафов. Взыскивая эти штрафные санкции, мы накажем население, накажем регионы.
Поэтому принято решение освободить от занимаемой должности руководителя Забайкальского края, предупредить о неполном, объявить выговор руководителю Республики Карелия, и после этого такая же была ситуация в Республике Коми, там, правда, так сказать, смена руководителя произошла естественным путем, поэтому и санкции применяться не будут, но такая политика будет проводиться последовательно, для того чтобы получая деньги, принимая на себя обязательства, руководители соответствующих регионов выполняли точно и в установленный срок те задачи, которые решаются с помощью, с помощью субсидий из федерального, федерального бюджета.
Коротко два слова о других инструментах региональной политики, это прежде всего территориальное планирование, это размещение, размещение производственной и социальной инфраструктуры, которая имеет первостепенное значение для развития территорий на, в субъектах Российской Федерации. Эта задача решается с помощью территориального планирования.
Хочу доложить, что с 2004 года мы раз, наверное, 7-8 переносили сроки утверждения схем территориального планирования на федеральном уровне. В настоящее время эта работа завершена. Все схемы территориального планирования, федеральные схемы территориального планирования, размещения транспортной инфраструктуры, газо..., трубо..., объектов трубного транспорта, образования, здравоохранения, энергетики, утверждены, и теперь у регионов и муниципалитетов, и у бизнеса, у компаний, имеются ориентиры, как будет развиваться та или иная территория, так сказать, для того чтобы планировать свои программы. Это очень-очень важная работа.
Утверждены также совсем недавно схемы в области обороны и безопасности. Чрезвычайно важная, важная работа. Огромные, огромные земельные угодья были закреплены за объектами обороны и безопасности, которые, так сказать, могли бы быть вовлечены в хозяйственный оборот, теперь в результате разработки этой схемы проведена их инвентаризация, и мы понимаем, какие необходимы для обороны и безопасности, какие могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
В результате и ускорилось утверждение схем территориального планирования, то есть схем размещения объектов регионального и местного значения. И мы сегодня имеем, практически стоим на завершающей стадии утверждения генеральных планов городов, схем территориального планирования муниципальных районов и субъектов Российской Федерации, более 90 процентов этой работы уже выполнено.
Вопросы разграничения полномочий – тоже вечная тема, делим деньги и власть. На текущий момент важная задача, ключевой вопрос, которыми занимается правительство, – это оценка эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
32 федеральных органа исполнительной власти имеют свои территориальные органы на территории, это около 500 тысяч человек. Полномочия этих органов являются чрезвычайно важными, оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие территорий, это, прежде всего, контрольно-надзорные органы, которые оказывают определяющее влияние на инвестиционный климат в территориях, механизма их ответственности за конечные результаты работы по социально-экономическому развитию территорий нет.
Управление, контроль за деятельностью этих органов крайне неэффективны.
Мы провели такой сравнительный анализ деятельности одних и тех же территориальных органов одного и того же органа исполнительной власти в соседних регионах со сходными условиями: уровень нагрузки на одного сотрудника отличается в сотни раз, эффективность их работы – там в десятки, затраты на содержание – тоже в десятки раз.
В настоящее время поставлена задача – утвердить методику, схему размещения, методику определения численности, схему размещения этих органов. Предоставлены финансовые механизмы мотивации федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов к тому, чтобы повышать эффективность и эффективность использования бюджетных средств на содержание этих органов, эффективность их работы и повышать их ответственность за конечные результаты работы по развитию территорий, где они работают. Они оторваны от федерального центра.
Кроме того, ещё есть одна задача, которая тоже в настоящее время решается, это крайне низкая заработная плата этих чиновников, которые обладают огромной властью. У них зарплата в два раза ниже, чем у региональных чиновников и в полтора раза ниже, чем у муниципальных. На региональных рынках труда, они не конкуренты, идут туда не очень профессиональные люди и, наверное, там, понятно, с какими целями идут. Нам срочно необходимо навести в этой сфере порядок, и правительство этим занимается.
По поводу трёх регионов, которые нуждаются в опережающем развитии: Калининград, Крым, Карелия, которыми я занимаюсь в ручном режиме, что называется.
Калининград. Ключевая задача, с 1 апреля, вы знаете, там прекращается в силу наших обязательств перед ВТО, прекращается действие свободной таможенной зоны. И ключевая задача в этом оторванном от основной территории России регионе сохранить условия экономической деятельности. Мы рисковали потерять 40 тысяч рабочих мест. Эта работа завершается к 1 апреля. В принципе мы можем констатировать, что условия, нагрузка на бизнес будет сохранена та, которая действует сегодня, после 1 апреля с помощью других инструментов.
Крым. Ключевая задача – интеграция в российскую экономическую, правовую систему. Не всё так просто. В такие короткие сроки решить эту
задачу невозможно, тем не менее можно сказать, что за прошедшие два года, почти два года, так сказать, в основном эта задача решена, хотя некоторые переходные положения остались, которые не могут быть не в силу нежелания, так сказать, а в силу того, что просто на это требуются огромные ресурсы. Например, правительство недавно внесло законопроект по поводу особенности регулирования обращения отходов производства и потребления для того, чтобы это всё привести в соответствие с требованием совсем недавно нами принятого закона. Требуются огромные – около 30 миллиардов рублей. Мы сможем физически реализовать это, выполнить все требования только к 2020 году. Такие отдельные точки остались.
Важно очень, да, я знаю, что будут на эту тему вопросы, это вопросы, связанные с доведением до Крыма и эффективным использованием так же как и в других регионах тех субсидий, которые предоставляются региону. Такая работа проводится. В прошлом году первый блин, что называется, был комом
в силу недостаточно эффективного планирования бюджетных расходов, прежде всего, региональными органами власти, так сказать, да, мы вынуждены были 14,2 миллиарда рублей перенести на этот год.
В настоящее время утверждён детальный график, вот ситуация такая, что деньги должны обслуживать программу, а не программа, как у нас привыкли, должна быть инструментом выбивания денег.
Утвердили детальный график реализации каждого мероприятия и под этот график, там, да, чётко запланировали деньги. Будем надеяться, что в 2016 году ситуация 2015 года не повторится. Я, буквально, на этой неделе провожу большое совещание со всеми федеральными органами исполнительной власти и со всеми региональными – Крыма и Севастополя, органами власти, будем подводить итоги этой работы.
Совсем не осталось много времени. Особые экономические зоны -важный институт, институт развития в Российской Федерации пользуется сегодня спросом, спросом особенно в регионах, в текущем режиме, в текущем времени рассматриваются 15 заявок одновременно регионами на создание новых экономических зон.
Напомню, это, прежде всего, таможенные, налоговые льготы, федеральные льготы, которые мы предоставляем. Сегодня зарегистрировано в этих зонах, зарегистрировано 437 резидентов, в том числе 77 с иностранными участиями, из 29 стран мира.
Заявлено 575 миллиардов инвестиций, вложено 180 миллиардов рублей -это почти вдвое больше, чем было потрачено денег на инфраструктурные обустройства особых зон. Но это точно этот потенциал не востребован, точно нас не удовлетворяет. Основная причина...
Председательствующий. Добавьте 2 минуты.
Козак Д. Н. ...основная причина – это неэффективность управления, поэтому в 2014 году «дорожная карта», в настоящее время правительством утверждена, в 2014 году утверждена.
Реализуется «дорожная карта» по передаче полномочий по управлению зонами субъектов Российской Федерации с финансовой ответственностью такой же, как и по субсидиям, с финансовой ответственностью за достижения конечных результатов работы по созданию и развитию особых экономических зон.
Финансовая ответственность регионов будет установлена. Уже 11 таких соглашений подписано с субъектами Российской Федерации, благодаря закону, который в прошлом году Государственная Дума приняла, К концу следующего года будет, к концу этого года, эта работа будет завершена полностью во всех субъектах Федерации. Там, где не будут взяты обязательства по развитию особых экономических зон, зоны будут ликвидированы как неэффективные.
Мне осталось рассказать о ЖКХ и строительстве, боюсь, что отвечу, больше всего вопросов по ЖКХ и строительству у вас, я расскажу о них в ответах на ваши вопросы.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Николаевич, присаживайтесь.
Приглашаю к микрофону Юрия Витальевича Росляка, аудитора Счётной палаты.
Росляк Ю. В., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы и участники заседания!
В рассматриваемых областях на сегодняшнем заседании сделано достаточно много, но в сегодняшних непростых условиях выявляется целый ряд проблем, которые обостряются и требуют своего достаточно оперативного решения.
Поэтому в своём выступлении я тезисно остановлюсь на наиболее важных, по нашему мнению, проблемах обеспечения устойчивого развития
субъектов Российской Федерации, сферы жилищно-коммунального хозяйства и развитие Крымского федерального округа, которые являются, по нашему мнению, системными и имеют во многом стратегическое значение.
Первое. Обеспечение устойчивого развития субъектов Российской Федерации. Основу стабильности и социально-экономической ситуации территорий обеспечивают полноценные и сбалансированные региональные бюджеты.
Сложная экономическая ситуация выявила и наглядно показала в последние годы наличие целого ряда проблем. Бюджеты значительного числа регионов исполняются с дефицитом, региональные и муниципальный долг значительно возросли, а также увеличилась зависимость от помощи, которая оказывается из федерального центра.
Объём госдолга регионов по состоянию на I января 2016 года составил 2 триллиона 318 миллиардов рублей, при этом объём муниципального долга 341 миллиард и увеличились по сравнению с началом года первый на 11 процентов, второй на 9 процентов соответственно.
Увеличение объёма госдолга отмечается в 65 регионах. На начало 2016 года объём госдолга превысил 100 процентов объёмов доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений в 14 регионах Российской Федерации.
Ещё порядка 11 регионов находятся в зоне риска. Значение показателя более 90 процентов.
При этом практика последних лет, предусматривающая увеличение объёмов предоставления регионам бюджетных кредитов из федерального бюджета, как источника финансирования дефицита, в том числе, в целях и в числе их частичного замещения коммерческих кредитов, о чём говорил здесь Дмитрий Николаевич, в 2015 году было предоставлено бюджетных кредитов 341,6 миллиарда рублей, к сожалению, не оказывает должного влияния на стабилизацию ситуации.
Прослеживается тенденция возникновения дополнительной, абсолютно ненужной и вредной на сегодня дифференциации, в проблемах обеспечения сбалансированности субъектов регионов, а это целый ряд или достаточно большое количество: рост госдолга, срыв исполнения обязательств по соглашениям с Минфином, с ФОМСом и с Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, что свидетельствует о недостаточности мер по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов.
Счётная палата полагает, что для исправления ситуации правительству необходимо принять целый ряд мер, в том числе: завершению ведущейся
сейчас полной инвентаризации действующих полномочий регионов, реальной оценки финансовых ресурсов с учётом территориальных особенностей, необходимых для их исполнения фактически существующих уже расходных обязательств, оценки финансовых возможностей региональных бюджетов, исходя из сложившегося и изменившегося налогового потенциала и возможного объёма межбюджетных трансфертов в виде помощи, и самое главное, оценки расходов региональных бюджетов на реализацию мероприятий госпрограмм для каждой конкретной территории по годам их реализации, а также совершенствование механизма разработки и реализация самих госпрограмм, как документов среднесрочного планирования и, в первую очередь, государственной программы номер 36 «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».
Второе. Сфера жилищно-коммунального хозяйства. В последние годы сделано много, так же, как и по другим областям в части выстраивания системы регулирования строительной деятельности, в периую очередь, строительства жилья, а также капитального ремонта и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Важнейшая тема при этом – это реализация шестисотого указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года через подпрограммы госпрограммы «Жилище». При этом первоочередной является задача ликвидации аварийного жилого фонда, остаток которого на оставшийся период, а это меньше, чем два года, составляет 6 миллионов рублей. А срок, я напоминаю, принятый правительством, ликвидации этого фонда до 1 сентября 2017 года. За истекшие три года активной реализации этой программы, напоминаю, ликвидировано 5,4. То есть на полтора с небольшим года остался объём больше, чем сделано за три года.
Реализация региональных программ переселения в 2013-м, 2014-м, 2015 годах столкнулась с рядом проблем, к основным из которых можно отнести подбор площадок для строительства домов, не обеспеченных соответствующей инфраструктурой, отсутствие необходимой проектно-сметной документации, в случае заключения по итогам размещения заказа контрактов с подрядчиками, у которых отсутствует необходимый опыт, финансово-технические возможности по строительству жилья, плохая организация или перепоручение это муниципалитетам... И этот перечень можно продолжать. Всё это приводит к срыву установленных сроков выполнения госконтрактов и строительству жилья порой ненадлежащего качества.
Вместе с тем, по мнению Счётной палаты, в данный момент самой определяющей проблемой является финансовое обеспечение в необходимых
объёмах за счёт средств региональных муниципальных бюджетов, обязательств субъектов Российской Федерации. Необходимо срочно разобраться со сложившейся ситуацией и выработать дополнительные меры, в том числе с привлечением механизма целевых дотаций на сбалансированность региональных бюджетов для безусловного обеспечения выполнения поставленной задачи к установленному сроку до 1 сентября 2017 года.
Мы сейчас проводим большую проверку вместе с фондом ЖКХ, и это вывод, который уже лежит сегодня на поверхности. Крайне актуальной задачей является необходимость завершения разработки и законодательного закрепления порядка организации и финансирование схемы переселения граждан и ликвидация аварийного жилья, которая признаётся и продолжает признаваться аварийным уже после 1 января 2012 года.
Мы неоднократно отмечали наличие этой проблемы. К сожалению, такой законопроект пока в Думу не внесён.
Ещё одним важным вопросом является реформирование ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации. Несмотря на поручение президента, которому исполнился уже год, необходимая система выстраивания единообразной прозрачной государственной системы, которая отвечает и современным технологиям, и материалам, включая распространение государственных сметных нормативов на программы капитального ремонта в регионах, которые должны обеспечить при этом не только сам капитальный ремонт, но и качественную модернизацию Жилищного фонда и объектов коммунальной энергетической инфраструктуры городов и поселений Российской Федерации, к сожалению, должных мер Минстроем до настоящего времени не принято.
И третья тема, это воссоединение Крыма с Россией, требует продолжения последовательной работы, которая должна быть направлена на комплексную интеграцию макрорегионов в правовую и экономическую систему страны с учётом тех особенностей и диспропорций, которые на сегодня существуют на этих территориях.
Предусмотрены соответствующие изменения в законодательство на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть надлежащим образом обоснованы. И поэтому поэтапно запланирован в рамках реализации
Госпрограммы «Развитие Крыма и Севастополя» целый ряд мероприятий. Действующий сейчас инструмент ФЦП, к сожалению, пока не позволяет осуществлять планирование государственных регулятивных мер в полном объёме. Мероприятия по ФЦП в первую очередь сконцентрированы на снятии инфраструктурных ограничений, это абсолютно обосновано. На мероприятия в сфере транспорта запланировано почти 60 процентов бюджета ФЦП. На развитие энергетической инженерной инфраструктуры, организацию системы надёжного водоснабжения порядка 22 процентов.
Работа по развитию этих инфраструктур в виду их приоритетного характера должна быть обеспечена в установленные сроки. Однако, ход исполнения ФЦП в 2015 году продемонстрировал необходимость повышения координации действий отраслевых министерств, корректировки форм и методов её реализации сопутствующей, соответствующей донастройкой фактически системы управления на месте.
При этом ФЦП не единственный источник предоставления средств из федерального бюджета. В рамках 15 отраслевых госпрограмм в Республику Крым предоставлялось 58 межбюджетных трансфертов, а Севастополю по 14 программам – 44 вида межбюджетных трансфертов. Из различных административных проблем и процессов, при наличии достаточных средств федерального бюджета, возникла проблема их освоения в 2015 году и, в соответствии с законом о федеральном бюджете, эти объёмы стали дополнительным заданием на 2016 год. Основной причиной явилось отсутствие своевременной подготовки к реализации этих мероприятий.
В начале февраля 2016 года Счётная палата направила в правительство своё заключение по указанной госпрограмме. И, по нашему мнению, необходима кропотливая работа по координации министерств и ведомств и выстраивание системы выделения приоритетов, а также набор необходимого опыта на территории и практики. По нашему мнению, требуется конкретизация целей госнрограммы, необходима корректировка даже основной цели -повышения уровня социально-экономического развития, который характеризует процесс, а не результат, которого мы собираемся достичь.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Росляк Ю. В. В госпрограмме... 30 секунд, с вашего разрешения.
В госпрограмме должны быть учтены показатели, в том числе, майских указов президента, а также конкретно определено, кто отвечает за её реализацию и достижение установленных целей и показателей. Работа должна быть организована параллельно, чётко и более ритмично.
Благодарю вас за внимание. Готов ответить на вопросы.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Витальевич. Присаживайтесь, пожалуйста.
Переходим к вопросам.
Николай Васильевич Разворотнев.
Разворотнев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Дмитрий Николаевич, в завершение своего доклада вы коснулись очень серьёзной темы – особых экономических зон. Вы знаете, в Липецкой области действует такая зона промышленного производственного типа федерального уровня. Цель – создание зон развития территории. Но так ли это на самом деле?
В той же Липецкой области поступления в областной бюджет от деятельности экономических зон федерального и .регионального уровня в прошлом году составили 400 миллионов рублей, а дефицит бюджета – более 5 миллиардов. Почему так мало? Да потому, что по положению для резидентов предусмотрены огромные льготы: налог на прибыль – 2 процента первые пять лет, налог на имущество и транспортный – 0 процентов на 10 лет, налог на землю – 0 процентов первые пять лет, ставка страховых взносов в социальные фонды – 14 процентов. Вопрос: что важнее, развитие территории или прибыль резидентов-инвесторов? Не пора ли поменять положение о зонах?
Козак Д. Н. Вне всякого сомнение развитие территории важнее, и деятельность резидентов зоны – это не только налоги в бюджетную систему Российской Федерации, это создание рабочих мест, это обеспечение заработной платы и значительного количества людей.
Что касается липецкой зоны, то она у нас считается достаточно эффективной, вложено туда 7 миллиардов рублей на обустройство инфраструктуры, частных инвестиций привлечено, насколько я помню, более 30 миллиардов рублей. Конечно, бюджетная эффективность, она не должна обеспечивать немедленный возврат в один или два-три года, возврат всех вложенных бюджетных средств в бюджет соответствующей территории. Она считается эффективной, и я уверен, в том, что если мы передадим все ключевые полномочия по управлению этой зоной, она не из Москвы будет управляться, региону, который является наиболее заинтересованным в её развитии, в поступлении налогов в бюджет, её эффективность будет значительно больше. Такое соглашение с губернатором Липецкой области пока в виде корпоративного договора подписано, и в настоящее время за эту зону отвечает губернатор Липецкой области. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярев. Дегтярев М. В., фракция ЛДПР.
Вопрос министру.
Уважаемый Михаил Александрович, 20 лет государство практически не присутствовало в сфере ЖКХ, к чему это привело, мы знаем. Новое министерство взялось за этот вопрос энергично, есть уже кое-какие результаты. Хотя мы, фракция ЛДПР, считаем, что государство должно вернуться навсегда в эту сферу, потому что мы в регионах фиксируем и выводы активов управляющими компаниями, и банкротства, и неплатежи, народ недоволен. Но если государство не хочет окончательно уже, как собственник и оператор вернуться в сферу ЖКХ, то туда, конечно, нужно пускать добросовестных предпринимателей. А вот частные инвесторы на каких условиях могут прийти в эту сферу, по вашему мнению и вашим планам? И в этом случае, конечно, будет стоять вопрос госгарантий, какие они могут быть даны, кому и в каком объёме?
Меиь М. А., министр строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации. Спасибо за вопрос.
Действительно, сегодня мы ведем в министерстве под руководством Дмитрия Николаевича серьезную работу в части привлечения негосударственных инвестиций в сектор жилищно-коммунального хозяйства.
Мы, безусловно, изучили мировой опыт, и сегодня по принципам концессионных соглашений в регионы активно приходят концессионеры.
Мы прекрасно понимаем, что не всегда регионы и муниципалитеты, в первую очередь, вы знаете, что концессионные соглашения заключаются с руководством муниципального образования, могут подобрать ну достойных, ответственных инвесторов.
Поэтому несколько изменений, которые мы сегодня делаем, которые уже реализованы, в частности, это привлечение третьей стороной концессионного соглашения субъекта Российской Федерации.
Мы понимаем, что у муниципалитетов иногда не хватает там уровня подготовки юристов и так далее, поэтому вхождение третьей стороны, нам кажется, в лице губернатора, там, его команды, в подписание договора о концессии, это очень важный шаг.
Помимо этого мы, вы знаете, зафиксировали предпринимательскую прибыль в концессионным управлении ресурсом, это касается воды, и недавно
председатель правительства подписал соответствующий распорядительный документ и по теплу. Это фиксированная прибыль в тарифе, которая даст возможность развиваться.
И с другой стороны в концессионном соглашении должно быть зафиксировано абсолютно всё, и в том числе и ответственность концессионера по улучшению качества услуг. Здесь игра может быть только в двое ворот, со своей стороны муниципалитет берет на себя ответственность, с другой стороны ответственность берет на себя концессионер.
Мы видим, что сегодня уже в крупных городах идет активная конкурентная борьба за управление ресурсами, но с другой стороны мы видим то, что малые города здесь серьезно страдают, потому что, конечно, гам такой инвестиционной привлекательности нету.
В связи с этим мы по поручению Дмитрия Николаевича разработали возможность поддержки через ресурсы Фонда содействия реформе ЖКХ малых городов в случае прихода концессионера.
То есть прямая бюджетная поддержка, но в обмен на частные инвестиции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Елена Леонидовна Николаева.
Николаева Е. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Дмитрий Николаевич, к каждому «правительственному часу» поступают вопросы от участников проекта «Мы вместе». На этот раз было задано более 100 вопросов от членов и сторонников партии, один из них от Завгороднего Михаила из Ростовской области: «Существует мнение, что качество государственного управления в некоторых регионах крайне низко ввиду того, что многие региональные руководители не обладают необходимыми знаниями и умениями, требуемыми для эффективного внедрения и исполнения государственных программ.
К сожалению, существует всего два варианта, способных привлечь внимание и повлиять на эту ситуацию, – давление снизу, то есть массовое выражение недовольства населением, и давление сверху, то есть проведение государственного аудита и привлечение исполнителей к ответственности (ну, мы сегодня это видели).
Обычные граждане воспринимают региональную, муниципальную и федеральную власть как единое целое, соответственно, ошибки регионов влияют на отношение граждан к федеральной власти в целом.
Существует ли в правительстве система контроля качества исполнения федеральных программ на региональном уровне, и как она работает?».
|