Большая чистка для ОЭЗ

Источники:

Агентство региональных новостей

Большая чистка для ОЭЗ

Федеральный центр склоняет регионы к грамотному управлению особыми экономическими зонами Авторы: Калиновский Игорь Правительство решило навести порядок с расплодившимися как грибы после дождя особыми экономическими зонами (ОЭЗ). Однако угрозы ликвидировать те из них, которые регионы РФ не захотят взять в управление, не стоит воспринимать буквально. Особые экономические зоны (ОЭЗ), которые не возьмут в управление власти субъектов РФ, будут ликвидированы, предупредил вице-премьер Дмитрий Козак. «Сейчас правительством принимаются подзаконные акты, чтобы создать правовую основу для передачи в полном объеме полномочий на региональный уровень, и те зоны, которые не будут востребованы региональными властями, будут закрыты», — уточнил он. Сегодня в России официально зарегистрировано 36 ОЭЗ — территорий с особым юридическим статусом, подразумевающим налоговые и другие льготы для разместившихся в них резидентов. И просьб о закрытии ни одной из них пока не поступало. Напротив, есть много заявок от регионов на открытие новых зон. Решение об открытии ОЭЗ принимает сейчас правительство, а управляет ими госкоропрация ОАО «Особые экономические зоны». Однако, по словам Козака, девяти субъектам РФ уже переданы полномочия по управлению ОЭЗ, что дало положительные результаты. В частности, была устранена бюрократическая возня, и эти зоны стали развиваться динамичнее. Пока же эффективность института ОЭЗ вице-премьер оценил на «троечку». «На сегодня пять зон, которые работают достаточно хорошо. Среди них — Липецкая зона, «Алабуга», Тольяттинская. Многие, к сожалению, не дотягивают», — резюмировал он. Как сообщили RegNews в пресс-службе правительства Ульяновской области, в 2015 году завершится строительство объектов первой очереди первого пускового комплекса ОЭЗ на территории региона. Почти закончено строительство инженерной и автодорожной инфраструктур, сетей электроснабжения. В Ульяновской ОЭЗ зарегистрировано пять резидентов. Общий объем заявленных инвестиций превышает 4,8 млрд рублей. При выходе этих производств на полную мощность бюджеты всех уровней получат почти 600 млн налоговых отчислений, будет создано больше 2000 рабочих мест. Как пояснил RegNews гендиректор ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк» Иван Кошелев, слова Дмитрия Козака о ликвидации «неуправляемых» на региональном уровне ОЭЗ не стоит рассматривать как угрозу: «Наша ОЭЗ изначально была любимым детищем губернатора Олега Королева, который уделял пристальное внимание ее развитию. Но, к сожалению, далеко не во всех регионах власти понимают, что особые экономические зоны — это точки роста экономики, способствующие привлечению инвестиций. Приложив энергию для получения статуса ОЭЗ, они считают, что федеральный центр должен им ее построить: требуют у Минфина денег на развитие инфраструктуры, у Минэкономразвития — найти им резидентов, оставляя за собой, по сути, только подготовку кадров. Но это в 90-е годы успешность губернаторов определялась наличием влиятельных друзей в правительстве и умением выбить деньги из федерального бюджета. Сейчас Москва выстроила такие взаимоотношения с регионами, что не надо никуда ходить и просить денег, вместо этого субъекты РФ получили вполне эффективный инструмент для привлечения инвестиций и пополнения региональной казны в виде ОЭЗ. Причем политика в этой сфере неуклонно совершенствуется, идет тренд на усиление ответственности субъектов РФ за результаты работы этих площадок. И если глава региона подписывает соглашение с Минэкономразвития, обязуясь на выделенные деньги построить определенное количество заводов, создать рабочие места, обеспечить поступление налогов в бюджет от резидентов ОЭЗ, он отвечает за эти обязательства деньгами областного бюджета. Поэтому передача полномочий по управлению ОЭЗ субъектам РФ, на мой взгляд, будет способствовать усилению их роли и ответственности за реализацию проектов, исполнение обязательств по строительству объектов инфраструктуры и достижению целевых показателей». ОЭЗ стали жертвами интенсивного развития данного вида поддержки бизнеса в России, полагает исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов: «Фактически, большинство из них было создано для положительной отчетности перед кабинетом министров о самом факте создания таких ОЭЗ, что называется, «для галочки». При этом не проводились реальные исследования рынка, не учитывались потребности бизнеса, а также возможности управляющей компании и субъектов Федерации по управлению такой зоной. Как правило, на местах к дальнейшей эксплуатации ОЭЗ не готовы ни администрация, ни бизнес. И при этом сотни миллионов рублей, выделенных на стройки, организацию и субсидирование деятельности местных предпринимателей, оказываются либо потраченными впустую, либо замороженными и подлежащими возврату, что, разумеется, крайне неприятно для местных властей. Схожий случай произошел недавно в Екатеринбурге, где построенный за 1,5 млрд рублей технопарк простаивает без арендаторов, и если их не найдут до конца года, область должна будет вернуть в федеральный бюджет больше 600 млн рублей, потраченных на реализацию проекта. Так что модные тенденции не всегда просты в реализации, и сейчас мы столкнулись с периодом чистки данного сектора экономики».
Ассистент